Аягуз (город)
Содержание:
Климат
Климат региона — резко-континентальный, что связано с наибольшим удалением на материке от океанов и обуславливает большие амплитуды в годовом и суточном ходе температуры. Территория района открыта для арктического бассейна, однако изолирована горными системами Азии от влияния Индийского океана.
За погодой в Аягозе следит местная гидрометеостанция. Средняя годовая температура составляет 3,5 °C. Имеются большие колебания температуры в суточном ходе: зимой она может достигать −45 °C, а летом +45 °C. Средняя температура января -17°-19° С, июля +20°-22° С . Средняя годовая влажность воздуха — 66 %. Годовое количество атмосферных осадков 250-400 мм. Снег выпадает в конце октября, в начале ноября и лежит до апреля. Средняя годовая скорость ветра составляет 2,4 м/с. Аягоз это довольно ветреный город. В зимнее время этот ветер даже в незначительных 20 градусных морозах может заставить замерзнуть человека. При температуре -30° и ниже объявляется штормовое предупреждение и отменяются занятия в школах. Абсолютный минимум это -49° С, абсолютный максимум +46° С.
Климат Аягоз | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
Абсолютный максимум, °C | 5 | 7 | 24 | 33 | 38 | 40 | 42 | 42 | 39 | 30 | 22 | 8 | 42 |
Средний максимум, °C | −11 | −10 | −2 | 12 | 22 | 27 | 29 | 27 | 20 | 11 | −1 | −9 | 10 |
Средняя температура, °C | −15 | −15 | −7 | 6 | 14 | 20 | 22 | 19 | 12 | 4 | −5 | −12 | 4 |
Средний минимум, °C | −21 | −21 | −14 | −1 | 7 | 12 | 15 | 12 | 6 | −1 | −10 | −18 | −3 |
Абсолютный минимум, °C | −51 | −45 | −39 | −26 | −10 | −1 | 4 | −1 | −8 | −21 | −49 | −46 | −51 |
Норма осадков, мм | 16 | 16 | 17 | 18 | 27 | 28 | 37 | 28 | 19 | 27 | 26 | 20 | 279 |
4. Транспорт
Вид на железнодорожный узел
Раннее утро на станции Аягуз
Информер при выезде из города на трассе А-3
Аягуз — важный автомобильный, железнодорожный и воздушный узел в Казахстане.
Через реку Аягуз проходят 3 моста: 1 железнодорожный, 2 автомобильных (один из них называется «новый»).
4.1. Автомобильные дороги
Город расположен на развилке дорог республиканского значения: С юга на север проходит трасса А-350 Алматы — Усть-Каменогорск, а с запада на восток — трасса А-345 Караганда — Аягуз — Богаз. Через город ежедневно проезжают тысячи автомобилей. При выезде на развилку трасс расположен пост ГАИ Рубеж-Наркотики Аягуз, это связано с тем, что эта трасса связывает Россию и страны Центральной Азии и Китай. Город связан автобусным сообщением с другими областями Казахстана (Павлодарской, Алматинской) и городами Алматы, Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар, а также посёлками и районами Восточно-Казахстанской области. Городской транспорт представлен автобусами, в городе всего 14 маршрутных автобусов. Они объезжают весь город с одной окраины в другую. Все они в подчинении ТОО «Автобусный парк».
Расстояние от Аягуза до крупных городов (по автодорогам) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Семипалатинск ~ 360 кмПавлодар ~ 670 кмОмск ~ 1085 км | Усть-Каменогорск ~ 310 км | |||||||
Астана ~ 920 кмТемиртау ~ 750 кмКараганда ~ 698 км | Зайсан ~ 490 кмУрумчи ~ 789 км | |||||||
Талдыкорган ~ 530 кмАлма-Ата ~ 744 кмБишкек ~ 960 км |
4.2. Железная дорога
В городе расположена крупная железнодорожная станция на узле магистрали Турксиб. В городе расположено 2 крупных локомотивных депо, в котороых ремонтируют локомотивы, железнодорожные предприятия: «Аягуз-ТемиржолЖылу», «Аягуз-ТемиржолСу», «Жолбарыс», ВЧ-24 и другие. Имеется железнодорожное сообщение по направлениям: Семей—Кызылорда, Алма-Ата—Защита, Алма-Ата—Усть-Каменогорск (через ветку Шар—Усть-Каменогорск), Семей—Караганды (через ст. Актогай), Алма-Ата—Павлодар, Новосибирск—Алма-Ата, Новокузнецк—Бишкек, Ташкент—Новосибирск.
4.3. Воздушный транспорт
Рядом с городом Аягуз в Восточно-Казахстанской области расположен опорный навигационный пункт республиканского государственного предприятия «Казаэронавигация». Теперь, когда завершена его реконструкция, здесь, в точке пересечения нескольких международных воздушных трасс, работают самые современные средства радиолокационного наблюдения, навигации и связи. Всего в Казахстане 72 воздушных коридора, и только один, китайский, дает четвертую часть дохода отечественных навигаторов: весь авиатранзит «Европа — Юго-Восточная Азия» идет по этому маршруту. По словам генерального директора РГП «Казаэронавигация» Сергея Кульназарова, новое здание навигационного пункта «Аягуз» оснащено самым современным радиолокатором, позволяющим «смотреть» вокруг на 400 километров. Кстати, китайские службы аэронавигации на своих участках такого оборудования не имеют. Около здания пункта установлен высокочастотный радиомаяк, удовлетворяющий запросы отечественных и иностранных авиакомпаний. Создан целый комплекс авиасвязи с новейшим цифровым узлом телекоммуникаций, который осуществляет передачу информации между экипажами самолетов и диспетчерскими пунктами Астаны, Алматы и Семея. Кроме того, на специально построенной вышке высотой 80 метров установлена антенна, обеспечивающая высокое качество радиосвязи до государственной границы и далее. В случае сбоя электроэнергии включат два дизель-генератора. Аэропорт расположен на окраине города: Аэродром Аягуз 2 класса, способен принимать воздушные суда Ту-134, Ту-154, Ан-12, Як-42 и более лёгкие (а также вертолёты всех типов).
Вид города
Вид города
«Авиавласти Казахстана с 1 мая приостанавливают работу аэропорта Аягуз АО „Семейавиа“ в Восточно-Казахстанской области.
„По результатам рассмотрения представления Юго-Восточной региональной транспортной прокуратуры комитетом гражданской авиации министерства транспорта и коммуникации Республики Казахстан принято решение о приостановлении эксплуатации аэродрома Аягуз с 1 мая 2008 года“, — говорится в сообщении Генеральной прокуратуры.
Согласно сообщению, структурное подразделение Юго-Восточной региональной транспортной прокуратуры в ходе проверки деятельности аэродрома Аягуз установило факты несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым при сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и годности аэродрома.» В ближайшее время работа аэропорта может быть возобновлена.
Город
Градообразующие предприятия
Изначально город застраивался на железнодорожной магистрали Турксиб как станция. В данное время расположена крупная железнодорожная станция, а также дислоцировано 9 предприятий железной дороги: 2 локомотивных, 2 вагонных депо, дистанции пути, сигнализации и связи. В городе крупной промышленностью занимаются мраморный завод «Alina Holding», асфальтный завод «MS-CDM-SERVIST» и предприятия по переработке животноводческого сырья.
О городе
Город разделяется пополам крупным железнодорожным узлом магистрали Турксиба, левая его сторона основная, а правая так называемая «За Линией». Город обычно делится кварталами: 1, 2, 3, 4 кварталы за линией, а остальные, включая 7-й (самый крупный), находятся на основной части города. Микрорайоны: Центральный, 7-й, Северный, Южный, Мясокомбинат, Аягозстрой и другие поменьше. На юге расположен военный гарнизон г. Аягоз и военный городок «Южный», там находится закрытый городок, полигон и аэропорт.
Крупные развязки города: Актамберды, бульвар Абая, Сейфуллина, Дюссенова, Танирбергенова, Момышулы и другие.
Оборона
Город Аягоз был стратегически важным городом во время СССР и остаётся им в Республике Казахстан. Это связано с тем, что город находится на востоке Казахстана в относительной близости к границе Китайской Народной Республики, со стороны которой в советский период исходила опасность, и в связи с этим город Аягоз был выбран для размещения мощного гарнизона. В советский период дислоцировалась 78-я танковая дивизия, 272-я зенитно-ракетная бригада. До начала 1990-х на аэродроме также базировалась военная авиация: в частности, с 1984 по 1988 года 737-й истребительный авиационный полк ПВО (самолёты МиГ-23МЛД).
В настоящее время в городе расположено несколько войсковых частей, включая 11-ю отдельную механизированную бригаду, расположенную в военном городке «Южный» (бывший 31-й танковый полк 78-й тд). На вооружении бригады имеются танки Т-72, БМП, МТ-ЛБ, РСЗО «Град». С западной стороны города расположена войсковая часть ПВО, на вооружении которой имеются ЗРК «Круг». На севере расположены 3 войсковые части. Так как здесь расположен один из крупнейших гарнизонов республики, Аягозский гарнизон регулярно посещает с проверками министр обороны Республики Казахстан, аким области и иные высокопоставленные гости города.
Население и состав
По состоянию на 1 октября 2010 года на территории городской администрации проживало 38 155 человек, в том числе собственно города — 37 593 человека.
Национальный состав (на 1 января 2010 года):
- другие — 262 чел. (0,71 %)
- уйгуры — 128 чел. (0,35 %)
- русские — 1 715 чел. (4,68 %)
- татары — 387 чел. (1,06 %)
- немцы — 66 чел. (0,18 %)
- казахи — 34 113 чел. (93,02 %)
- Всего — 36 671 чел. (100,00 %)
28 мая 2004 года в Аягузском роддоме родился один из 760 детей, каждый из которых равноправно считается вероятным кандидатом на то, чтобы быть 15-миллионным жителем Казахстана.
Год | 1969 | 1989 | 1999 | 2004 | 2010 |
Население | 37 800 | 41 400 | 41 500 | 34 400 | 38 155 |
Телекоммуникации
Базовая станция EDGE в городе Аягоз
В городе передачу данных предоставляют компании АО Казахтелеком и ТОО Семей ТрансТелеком. Междугородним кодом города Аягоз является «8(72237)ххххх». Интернет услуги также предоставляет компания АО «Казахтелеком» под брендом «MegaLine». Отдел компании АО Казахтелеком расположен в здании KazПочта.
Город Аягоз покрывают 3 оператора мобильной связи: «GSM Kazakhstan»; «ТОО Кар-Тел»; «Mobile Telecom Service».GSM Kazakhstan и MobileTelekomService предоставляют своим пользователям услуги беспроводной и высокоскоростной передачи данных «EDGE» (до 240 кбит/с, а Кар-Тел предоставляет услуги «GPRS». GSM Kazakhstan-49 % Кар-Тел-41 %, MTS-10 % пользуются услугами от общего числа пользователей услугами мобильной связи города.
История
Название
Современное название города происходит от названия протекающей через него реки Аягоз. Название реки, по мнению учёных, происходит от тюркского родоплеменного наименования ай и древнетюркского угуз «река», то есть «река рода ай»; согласно популярной народной этимологии название реки и города происходит от тюркского ая — «красивый» и гөз/коз — «глаза».
Постановлением главы Семипалатинской областной администрации от 1 сентября 1994 г. изменена транскрипция г. Аягуз на г. Аягоз.
Первые упоминания
Первые упоминания относятся к XVI—XVII векам, считается, что в этом регионе жили «казахские Ромео и Джульетта» — «Козы Корпеш — Баян сулу».
После 1860 года был сельским населённым пунктом и носил название Сергиополь, Сергиопольская станица Лепсинского уезда сначала Семипалатинской, потом Семиреченской области. Ныне на месте Сергиополя располагается пригородное село, ранее именовавшееся Сергиополь, а в период независимости Казахстана переименованное в Мамырсу. Современный город возник рядом с этим селом в 1931 году в качестве пристанционного посёлка, в связи со строительством Туркестано-Сибирской железной дороги, в 1939 году он получил статус города и название Аягуз, которое сохранял до распада Советского Союза, затем уже в независимом Казахстане официально был переименован в Аягоз (транслитерация казахского названия «Аягөз»).
Советский период
Проложенная железная дорога дала старт бурному развитию города. В городе был построен телеграф, первые школы, население постепенно стало увеличиваться; поводом для этого стала всё та же железная дорога: строительство предприятий, обслуживающих паровозы и тепловозы, обеспечивало людей постоянными рабочими местами, и в город прибывала молодёжь из близлежащих аулов и посёлков. Создавались условия для современного города: был открыт известный во всём СССР «Аягузский мясокомбинат», за ним и маслозавод и шерстопрядильная фабрика, на заводы и фабрики доставлялось сырьё из близлежащих аулов и посёлков. Половина этой продукции вывозилась в другие регионы СССР. Затем построен пимокатный завод по производству валенок (валенки к востоку от Урала именуются «пимы»), завод железобетонных изделий, пивзавод. Позднее в городе размещён крупный военный гарнизон. С 1970-х годов город достиг пика своего развития, в Аягузе началось активное строительство, был разработан генеральный план развития города, однако реализации планов помешал развал Советского Союза.